Базовый курс повышения квалификации

Базовый курс КПТ дает теоретические знания, методологию и базис КПТ-консультирования. Кроме того, учащиеся отрабатывают практические навыки КПТ и входящие в данное направление виды и методы психотерапии.
Предоставляется совместно с АКПП РФ.

Для кого этот курс?

Врачи-психотерапевты, психиатры, наркологи, врачи других специальностей, клинические психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.

Задачи базового курса

1. Изучение теоретического базиса, необходимого для работы в когнитивно-поведенческой парадигме.
2. Развитие базовых навыков КПТ-терапевта: методы диагностики и психотерапии.
3. Отработка новых навыков и контроль в процессе семинарских занятий и супервизий.

Продолжительность

311 академических часов (10 семинаров + интервизии + ТиН + групповые супервизии) формат: очно или онлайн

Документ по завершению курса:

удостоверение установленного образца после аттестации

Уникальность

Все возможности интерактивного обучения онлайн с отработкой упражнений в парах и тройках. Выдаем удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Возможность составления индивидуального учебного плана. Эксклюзивные материалы от мировых лидеров КПТ.

Программа Базового курса КПТ

Семинары

1. Основы КПТ. Теория и практика.

Цель семинара — двухдневный онлайн семинар поможет понять особенности направления работы специалиста, освоить принципы взаимодействия в парадигме КПТ, разобрать различные методы работы
с клиентами, сориентироваться в современных течениях когнитивно-поведенческой психотерапии.

Вы изучите:

Теоретические и методологические основы КПТ.
Ключевые понятия, термины, формулы, протоколы и алгоритмы КПТ.
Диагностика, концептуализация, план терапии и ее структура.
Апробация в практической работе сбора данных, выявления убеждений, диагностики и диспутов.

Развиваемые компетенции:

Применять Техники и приемы: S-O-R, A-B-C.
Применять на практике основной протокол работы С-М-Э-Р.
Объяснять клиентам когнитивную модель на их собственном материале.
Научиться распознавать и на регулярной основе отслеживать свои автоматические мысли и когнитивные искажения в них.
Самостоятельно вести дневники дисфункциональных мыслей и СМЭР.
Самостоятельно анализировать связь между ситуацией, мыслями, эмоциональными, физиологическими и поведенческими реакциями.

Формат:

Мы используем самые современные технологии для удаленного участия в обучении! Вы видите презентацию, спикера и аудиторию, интерактивно взаимодействуете с участниками с помощью мессенджера или аудио/видео связи, а при наличии нескольких удаленных участников есть возможность работать в группах в виртуальных комнатах.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

2. Введение в терапию. Терапевтические отношения.

Вы изучите:

1. Специфика методологии КПТ.
2. Рабочий альянс, терапевтический контракт и терапевтические отношения в КПТ.
3. Психологические и технические аспекты взаимоотношений психотерапевт-клиент.
4. Три основных элемента КПТ: Сотрудничество, Эмпиризм. Диалектика. Принципы сократовского диалога. Майевтика. Направляемое открытие.
5. Структура стандартной КПТ сессии.
6. Обзор диагностики и концептуализации.

Развиваемые компетенции:

1. Умения выстраивать рабочий альянс, терапевтические отношения и терапевтический контракт в КПТ подходе.
2. Использовать элементы структурированного клинического интервью в своей работе.
3. Прояснять жалобы, совместно с клиентом формулировать запрос и цели терапии.
4. Собирать данные с помощью анамнеза, протокола СМЭР, формулировать связи в когнитивной концептуализации.
5. Формировать структурный план на основе концептуализации с прояснением стратегических и тактических целей терапии, запланированных техник и методик по решению задач терапии.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

3. Когнитивная концептуализация

Вы изучите:

1. Теоретические предпосылки когнитивной концептуализации.
2. Когнитивно-поведенческие циклы формирования и поддержания расстройств.
3. Классическую модель концептуализации по Дж.Бек.
4. Проблемноориентированные концептуализации и концептуализацию сильных сторон.
5. Основные функции когнитивной концептулизации. Диагностику и планирование терапии.

Развиваемые компетенции:

1. Сформируете умение проводить оценку состояния клиента.
2. Научитесь выявлять: адаптивные и дезадаптивные автоматические мысли, промежуточные убеждения, глубинные убеждения, компенсаторные стратегии и адаптивные паттерны поведения.
3. Сможете заполнять диаграммы когнитивных концептуализаций (проблемнориентированную и сильных сторон).
4. Использовать когнитивную концептуализацию как основу для построения плана, комплексной терапии и развития терапевтических отношений.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

4. Когнитивная терапия Аарона Бека. Основные компетенции

Вы изучите:

1. Методологическую основу когнитивно-поведенческой терапии А. Бека.
2. Основные положения и принципы когнитивно-поведенческой терапии.
3. Структура мышления и когнитивные конструкты.
4. Основные компетенции когнитивно-поведенческого терапевта.
5. Шкалу оценки когнитивной терапии пересмотренная CTRS-Revised.

Развиваемые компетенции:

1. Научитесь структурировать сессию и соблюдать тайминг.
2. Сможете выстраивать терапевтические отношения (понимание клиента, запрашивать обратную связь на протяжении всей сессии).
3. Осуществлять направляемое открытие
4. Сможете применять КПТ-техники.
5. Разрабатывать план действий.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

5. Реструктуризация в КПТ

Вы изучите:

1. Методы и техники когнитивной реструктуризации.
2. Методику заполнения 2 протокола (ЭМУУМЭ).
3. Основные техники диагностики автоматических мыслей (АМ), промежуточных убеждений (ПУ), глубинных убеждений (ГУ), компенсаторных стратегий (КС).
4. Основы планирования терапии.
5. Мишени терапии, определение стратегических и тактических целей.

Задачи:

1. Научитесь выявлять и оценивать автоматические мысли (АМ), промежуточные убеждения (ПУ), глубинные убеждения (ГУ), а также работать с компенсаторными стратегиями (КС).
2. Заполнять 2 протокол (ЭМУУМЭ).
3. Выделять мишени терапии.
4. Формировать структурный план на основе концептуализации с прояснением стратегических и тактических целей терапии, запланированных методик и техник по решению задач терапии.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

6. Основы поведенческой терапии.

Вы изучите:

1. История и основания поведенческой терапии. Роль Павлова, Скинера, Бандуры. Основные теоретические положения концепций локуса контроля Дж. Роттера.
2. Интернальный и экстернальный локус контроля.
3. Категории свободы деятельности и минимальной цели.
4. Положения теории выученной беспомощности М. Селигмана и Позитивную психологию.
5. Преодоление беспомощности.
6. Теория оптимизма.
7. Положения теории моделирования А. Бандуры и Моделирующую терапию.
8. Ассертивный тренинг (тренинг уверенного поведения).
9. Экспозиция.
10. Систематическая десенсибилизация. Наводнение.

Развиваемые компетенции:

1. Навыкам верификации телесного состояния:
• Самомониторинг.
• Методы контакта с телом.
2. Навыкам саморегуляции:
• Аутогенная тренировка.
• Мышечная релаксация (форсированная техника прогрессирующей мышечной релаксации по Э. Джекобсону).
• Дыхательные техники.
3. Навыкам медитативных техник и майндфулнесс.
4. Применять на практике классические техники поведенческой терапии:
• Экспозиция
• Поведенческий эксперимент
• Парадоксальная интенция
• Подкрепление, положительное и отрицательное подкрепление. Безусловные и условные подкрепления. Дифференциальное подкрепление.
• Угашение.
• Систематическая десенсибилизация по Вольпе.
• Метод наводнения.
• Аверсивная терапия.
• Тренинг ассертивного поведения.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

7. КПТ тревожных расстройств. Паническое расстройство, агорафобия, социофобия и др.

Вы изучите:

1. Специфика диагностического и трансдиагностического подхода КПТ к тревожным расстройствам. Виды диагностики.
2. Роль атрибуции, антиципации и особенности воспитания в генезе тревожных расстройств. Сигналы опасности и безопасности. Категории охранительного поведения.
3. Специфика концептуализации, когнитивных карт и поддерживающих циклов тревожных пациентов.
4. Специфика терапии тревожных расстройств. Ведущие когнитивные и поведенческие техники.
5. Отработка на практике.

Развиваемые компетенции:

1. Диагностика тревожных расстройств.
2. Концептуализация пациентов с тревожными расстройствами.
3. Выявление поддерживающих циклов тревоги страха.
4. Использование когнитивных диагностических и терапевтических техник.
5. Использование поведенческих техник. Экспозиция. Десенсибилизация.
6. Работа с фобическим избеганием, компенсаторными стратегиями и охранительным поведением.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

8. КПТ депрессивных расстройств.

Вы изучите:

1. Диагностика и типология депрессивных расстройств.
2. Когнитивная модель депрессии — когнитивная триада депрессии и поддерживающий цикл. Специфика концептуализации, этапов и мишеней терапии. Ключевые дисфункциональные/иррациональные убеждения и компенсаторные стратегии. Руминации, перфекционизм, зависимость, суицидальность и другие.
3. Как оценивать суицидальные риски.
4. Специфика терапии депрессивных пациентов.

Развиваемые компетенции:

1. Проводить оценку депрессивного состояния и суицидальных рисков.
2. Строить Концептуализацию и планы лечения депрессивных пациентов и пациентов с высокими суицидальными рисками.
3. Проводить Поведенческую активацию и Тренинг навыков решения проблем.
4. Применять когнитивные методы и техники в работе с депрессивными пациентами.
5. Применять поведенческие методы и техники в работе с депрессивными пациентами.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

9. КПТ зависимого поведения.

Вы изучите:

1. Все самые последние представления о современной когнитивно-поведенческой модели терапии аддиктивных расстройств и способы работы с ними.
2. Теоретические и практические обоснования Мотивационного интервью.
3. Прогностические факторы эффективности психотерапии.
4. Методологическое обоснование использования элементов MBSR (mindfulness based stress reduction) в терапии аддиктивных расстройств.
5. О способах профилактики рецидивов.

Развиваемые компетенции:

1. Применять классические инструменты КПТ и элементы MBSR (mindfulness based stress reduction) в единую стратегию терапии аддиктивных расстройств.
2. Проводить Мотивационное интервью в работе с аддиктивными пациентами.
3. Проводить оценку, концептуализацию и планировать терапию с разными группами аддиктивных пациентов.
4. Проводить оценку, концептуализацию и планировать терапию при коморбидных расстройствах (тревожные расстройства, расстройства настроения).
5. Составлять совместно с пациентами противорецидивный план.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

10. Супервизия.

Супервизия – это один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования КПТ-терапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

Вы изучите:

1. Представление собственного клиентского кейса с презентацией и видеоматериалами.
2. Обсуждение с супервизором специфических КПТ элементов диагностики и терапии по своему клиентскому кейсу. Ответы на воспросы и комментарии супервизора.
3. Проверка технических компетенций супервизанта.
4. Обсуждение сложностей и затруднений возникших в ходе терапии. Обратная связь супервизанта по итогам обсуждения кейса.
5. Участие в групповой дискуссии по кейсам коллег.

Развиваемые компетенции:

1. Навыки сбора данных, концептуализация, планирования терапии
2. Навыки планирования и структурирования сессии.
3. Владение техниками, методиками и технологией когнитивно-поведенческой терапии.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.