Когнитивно-поведенческая психотерапия детей и подростков
Для кого этот курс?
Для психологов, психиатров, психотерапевтов, других специалистов помогающих профессий.
Задачи курса
1. Ознакомиться с основами детской и подростковой психопатологии, особенностями и спецификой психологических проблем детского и подросткового возраста.
2. Изучить специфику применения КПТ для детей и подростков, концептуализацию в детском и подростковом возрасте , использование техник КПТ с учётом возрастного аспекта.
3. Приобрести практические навыки использования поведенческих и когнитивных методов и техник для детей и подростков при работе с тревожными, депрессивными, поведенческими расстройствами, с учётом КПТ протоколов, используемых в детской и подростковой практике.
4. Приобрести практические навыки работы с родителями в рамках психологического образования родителей, работы с родительскими убеждениями и поведенческим реагированием.
Продолжительность
Общее количество часов - 230 ак.ч.
Документ по завершению курса:
удостоверение установленного образца после аттестации
Уникальность
Все возможности интерактивного обучения онлайн с отработкой упражнений в парах и тройках. Выдаем удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Возможность составления индивидуального учебного плана. Эксклюзивные материалы от мировых лидеров КПТ.
Программа курса КПТ детей и подростков
Семинары
Когнитивно-поведенческая психотерапия детей и подростков и сферы её применения. Особенности детской и подростковой психопатологии. Психологические проблемы и психопатологические синдромы у детей и подростков.
Вы изучите:
1. Место КПТ в психотерапии детей и подростков. Биопсихосоциальная модель.
2. Исторический аспект применения КПТ в детском и подростковом возрасте.
3. Особенности использования КПТ в детском и подростковом возрасте.
4. Основные положения КПТ в свете возрастных особенностей, отдельные аспекты применения у детей и подростков: мотивация, концептуализация, возрастные особенности концептуализации, домашние задания, методы и техники, сократический диалог и особенности его использования в работе с детьми и подростками.
5. Сферы применения КПТ в детском и подростковом возрасте: общий обзор.
6. Третья волна КПТ в работе с детьми и подростками: диалектико-поведенческая психотерапия, майндфулнесс.
7. Проблемные аспекты КПТ детей и подростков.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Вы изучите:
1. Обзор методов и техник КПТ при различных расстройствах в детском подростковом возрасте.
2. Понятие протокола в КПТ. Обзор протоколов , применяемых в работе с детьми и подростками при различных психологических проблемах и психических расстройствах. Понятие трансдиагностического протокола.
3. Психологические проблемы детей и подростков. Обзор основных теорий детского развития. Часто встречающиеся психологические проблемы детей и подростков с учётом периодов возрастного развития. Возможность применения методов и техник КПТ в работе школьного психолога, психолога работающего в социальной сфере помощи семье и детям, в программах профилактики.
4. Психопатологические расстройства детского и подросткового возраста в свете современных классификаторов МКБ-10 ( МКБ-11) и DSM-V.
5. Обзор психических расстройств , встречающихся у детей и подростков:
• Аутизм и другие расстройства нейроразвития (виды, этиология, патогенез, диагностические критерии, дифференциальная диагностика, лечение).
• Шизофрения у детей и подростков (формы, этиология, патогенез, диагностические критерии, дифференциальная диагностика лечение).
• Тревожно-фобические расстройства — изолированные фобии, сепарационное тревожное расстройство, социальная фобия, генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство.
• Обсессивно-компульсивное расстройство.
• Острая реакция на стресс, ПТСР, расстройство адаптации, особенности реагирования и проявления у детей (патогенез, диагностические критерии, дифференциальная диагностика, лечение). Возрастные аспекты экстремальной психологии.
• Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей (F 9).
• Аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте (депрессивный эпизод, биплоярное расстройство, дифференциальная диагностика манических эпизодов и СДВГ у детей, расстройства , связанные с нарушением регуляции настроения).
• Расстройства пищевого поведения.
6. Клиническая психофармакология в детском и подростковом возрасте.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Вы изучите:
1. Поведенческая терапия – обзор методов и подходов в детском и подростковом возрасте.
2. Теоретические основы и практическое применение.
3. Сферы применения, роль поведенческого компонента в протоколах КПТ.
4. Теория и практика оперантного и социального научения в работе с детьми и подростками: прикладной поведенческий анализ ( АВА ), выработка системы подкреплений, закрепление навыков.
5. Жетонная система.
6. Интерактивная терапия ребёнок-родитель.
7. Прикладной поведенческий анализ и сферы его применения в детском и подростковом возрасте.
8. Десенсибилизация и градуированная экспозиция.
9. Дыхательная и мышечная релаксации.
10. Поведенческий эксперимент.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Вы изучите:
1. Протокол КПТ при работе с тревожно-фобическими расстройствами у детей и подростков.
2. Когнитивные техники и их применение в возрастном контексте: декатастрофизация, выявление логических несоответствий, доказательства «за» и «против». Практические примеры использования в разных возрастах.
3. Поведенческие техники при работе с тревогой и изолированными фобиями: десенсибилизация, градуированная экспозиция, изменение поведения, навыки совладания.
4. Отдельные аспекты интеграции КПТ с методами и приёмами арт- и игровой терапии при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отработка практических приёмов.
5. Особенности КПТ при работе с социальными фобиями: экспозиция, поведенческий эксперимент.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Вы изучите:
1. ОКР – причины, основная симптоматика, возрастные особенности.
2. Протокол КПТ ОКР у детей и подростков.
3. Поведенческие техники: экспозиция при ОКР у детей и подростков, виды, особенности.
4. 4-хшаговая модель когнитивно- поведенческой терапии ОКР с практическими упражнениями по отработке конкретных приёмов когнитивного тренинга.
5. Применение техник релаксации с учётом возрастных особенностей.
6. Работа с родителями детей и подростков с ОКР. Роль психологического образования родителей при ОКР.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Вы изучите:
1. Депрессивные расстройства и БАР в детском и подростковом возрасте – причины, распространённость, возрастные особенности, мишени психотерапии.
2. Методы оценки : опросник Бека, опросник Ковакс. Оценка суицидального риска.
3. Модель КПТ в работе с депрессивными подростками. Проблема мотивации к психотерапии при депрессии.
4. Техники когнитивного реструктурирования (идентификация когнитивных искажений, когнитивное реструктурирование, техника «СТОП», переформулирование, отвлечение и др.) в контексте возрастных особенностей.
5. Формы и виды дневников, бланков, расписаний активности , применяемых для домашних заданий в работе с депрессивными подростками.
6. Тренинг поведенческих навыков при депрессии.
7. Работа с подростками, имеющими суицидальную настроенность и склонность к самоповреждениям.
8. Работа с родителями депрессивных детей и подростков.
9. Групповая КПТ с депрессивными подростками.
10. КПТ в работе с подростками, имеющими биполярное аффективное расстройство.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Вы изучите:
1. Посттравматическое стрессовое расстройство: причины, возрастные особенности реакции на травму, клинические проявления. Особенности проявлений ПТСР у детей в зависимости от характера травматического события. Понятие посттравматического роста.
2. Использование КПТ при терапии детей и подростков, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, от физического и сексуального насилия.
3. Протокол травма – фокусированной КПТ — PRACTICE .
4. Интегративная терапия ПТСР у детей (интеграция методов семейной терапии и арт-терапии с когнитивно-поведенческими методами).
5. КПТ расстройства адаптации в детском и подростковом возрасте.
6. Интеграция методов психотерапии в работе с переживанием горя и утраты в детском и подростковом возрасте.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Вы изучите:
1. Расстройства поведения у детей и подростков: оппозиционно – вызывающее расстройство поведения, гиперкинетические расстройства (СДВГ), расстройства поведения у подростков, смешанные расстройства поведения и эмоций. Причины, основные проявления.
2. Предпосылки формирования расстройств личности у детей и подростков.
3. Методы психологической диагностики:
• Наблюдение.
• Использование тестов (опросники на выявление агрессии, депрессивности, опросник Ахенбаха, полуструктурированные интервью для родителей, проективное тестирование).
4. Бихевиоральный подход в работе с поведенческими нарушениями.
5. Теория и практика оперантного и социального научения в работе с детьми и подростками с нарушениями поведения:
• Поведенческий анализ.
• Выработка правил.
• Системы подкреплений.
• Закрепление навыков.
6. Жетонная система и современные аспекты её применения.
7. Использование методов когнитивной терапии в работе с поведенческими нарушениями.
8. Когнитивные техники в работе с расстройствами поведения.
9. КПТ СДВГ.
10. Тренинг навыков в работе с подростками с нарушениями поведения.
11. Тренинг управления гневом в детском и подростковом возрасте .
Развиваемые компетенции:
1. Проводить оценку депрессивного состояния и суицидальных рисков.
2. Строить Концептуализацию и планы лечения депрессивных пациентов и пациентов с высокими суицидальными рисками.
3. Проводить Поведенческую активацию и Тренинг навыков решения проблем.
4. Применять когнитивные методы и техники в работе с депрессивными пациентами.
5. Применять поведенческие методы и техники в работе с депрессивными пациентами.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Расстройства пищевого поведения (РПП) — это заболевания, которые имеют свою специфику и представлены в различных диагностических формах. В последние десятилетия распространение РПП приобретает характер эпидемии, а возраст начала заболеваний снижается и диагностируется даже у 6-8 летних детей. Нервная анорексия и нервная булимия занимают одно из первых мест по угрозе летального исхода среди всех психических расстройств, трудно поддаются лечению, приводят к социальной дезадаптации и имеют высокий суицидальный риск. Приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения могут не иметь тяжких последствий для здоровья, но также ухудшают нормальное функционирование, влияют на рост и развитие детей и подростков.
Международные руководства по лечению РПП рекомендуют когнитивно-поведенческую психотерапию, как терапию первого выбора, с доказанной эффективностью, которая направлена на изменение дисфункциональных мыслей, эмоций и болезненного поведения, влияющих как на появление, так и на поддержание симптомов.
Вы изучите:
1. Диагностические критерии (МКБ10-11, DSM-5) наиболее распространённых РПП — нервная анорексия (НА), нервная булимия (НБ), приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения.
2. Эпидемиология, биопсихосоциальная модель развития РПП, осложнения, прогнозы и исходы. Коморбидность РПП с другими психическими и соматическими расстройствами.
3. Психометрия (опросники) для скрининга РПП и оценки результатов терапии. Понятие образа тела и дисморфофобии, как психопатологической основы НА и НБ. Психофармакотерапия РПП и её влияние на процесс психотерапии.
4. Диетология, как важная часть лечебного процесса: основные принципы нормализации пищевого поведения и массы тела и возможные осложнения связанные с этим. Структурирование питания по методу Marcia Herrin «Правило трёх».
5. Точка зрения когнитивно-поведенческой науки на расстройства пищевого поведения и трансдиагностический подход в диагностике и терапии. «Усиленная когнитивно-бихевиоральная терапия» — КБТ-У Кристофера Ферберна (CBT-E — enhanced, C.Fairburn). Протокол КБТ-У для подростков Риккардо Далле Граве (CBT-E for adolescents, Riccardo Dalle Grave). Краткосрочный протокол когнитивно-бихевиоральной терапии за 10 сессий Гленна Уоллера (CBT-T — ten, Glenn Waller).
6. План первичного диагностического интервью. Оценка психического и соматического статуса с целью определения медицинских рисков и противопоказаний для проведения психотерапии в амбулаторном формате; влияние голодания и дефицита веса на когнитивные процессы и выраженность симптомов РПП.
7. Построение продуктивных терапевтических отношений и психообразование. Работа с мотивацией и ценностями, определение ресурсов. Планирование питания, ведение дневников приёма пищи, формирование нормативного отношения к различным продуктам питания, физиологическим параметрам организма и их оценке.
8. Работа с дисфункциональными убеждениями в отношении внешности, веса и формы тела, с эмоциональными триггерами, с поведением, препятствующим терапии и дисморфофобической симптоматикой. Работа с рестриктивным поведением, перееданием и компенсаторными мерами (физические нагрузки, вызывание рвоты, использование мочегонных, слабительных, анорексигенных средств).
9. Концептуализация случаев в зависимости от нозологического варианта РПП. Основные приемы КБТ: когнитивное реструктурирование, поведенческий эксперимент и экспозиция в отношении паттернов поведения, поддерживающих симптомы заболевания.
10. Работа с семьёй в терапии РПП. Терапия, основанная на семье / Семейная психотерапия клиники Модсли, «Family Based Treatment-FBT» / «The Maudsley family-based treatment».
11. Стратегии, повышающие эффективность КБТ протоколов — навыки эмоциональной регуляции, практики осознанности и сострадания для снижения чувства стыда и самокритики. Критерии завершения терапии и план мониторинга поведения для закрепления ремиссии и профилактики рецидива.
Семинар предназначен для психологов, психотерапевтов, психиатров, которые обладают базовыми знаниями в области когнитивно-поведенческой психотерапии и будет проходить в интерактивном режиме с отрабатыванием навыков дифференциальной диагностики и психотерапевтической тактики различных РПП у детей и подростков, с разбором клинических случаев.
Участники семинара научатся дифференцировать основные варианты РПП, выстраивать терапевтические отношения с клиентами, выбирать эффективные стратегии в работе с ними, используя стандартные протоколы и основные психотерапевтические приёмы; определять границы своей компетенции и организовывать процесс направления клиентов к педиатру, диетологу, психиатру для комплексной терапии.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Вы изучите:
1. Использование классической КПТ в работе с родителями: методы выявления дисфункциональных родительских убеждений, работа с убеждениями с использованием методов КПТ.
2. Использование диалектико-поведенческой терапии в работе с родителями, имеющими детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями.
3. Эмоциональные и поведенческие нарушения :
• в структуре возрастных особенностей формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
• в структуре расстройств поведения и эмоций у детей и подростков.
4. Важность конструктивных родительских реакций на эмоциональные срывы, непослушание и протестное поведение.
5. Цепочный анализ поведения при конфликтах между родителями и детьми и выработка правил для родителей.
6. Общий обзор основных методов и подходов в ДПТ.
7. Техники и приёмы ДПТ (валидация, регуляция эмоций, тренинг навыков, майндфулнесс) в формировании у родителей эффективных форм реагирования на вспышки гнева, агрессии и непослушания у детей дошкольного и младшего школьного возраста, у младших подростков.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.