Продвинутый курс повышения квалификации когнитивно-поведенческой терапии
Для кого этот курс?
Врачи-психотерапевты, психиатры, наркологи, врачи других специальностей, клинические психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, прошедших обучение на Базовом курсе КПТ Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии.
Задачи продвинутого курса
1. Изучение теории и практическое освоение материалов Продвинутого курса КПТ.
2. Адаптация знаний и навыков к специализированным областям применения.
3. Развитие практических навыков в интервизионных группах с рассмотрением индивидуальных кейсов.
Продолжительность
Общее количество часов - 280 ак.ч.
Документ по завершению курса:
удостоверение установленного образца после аттестации
Уникальность
Все возможности интерактивного обучения онлайн с отработкой упражнений в парах и тройках. Выдаем удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Возможность составления индивидуального учебного плана. Эксклюзивные материалы от мировых лидеров КПТ.
Программа продвинутого курса
Практико-ориентированные семинары
На семинаре будут рассмотрены методологические, стратегические и тактические трудности возникающие со сложными пациентами и клиентами. Будут разобраны типичные ошибки терапии у начинающих специалистов, а также возможные решения затруднений и возникающих сложностей. Особое внимание будет уделено концептуализации и ее активному использованию для повышения эффективности терапии. Большая часть семинара будет посвящена практике и проработке кейсов и клинических примеров участников семинара. Будут использованы различные форматы, в том числе работа в «тройках», интервизия и супервизия.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Цель семинара —целью метакогнитивной терапии является изменение способов реагирования на собственные мысли. «Я не могу справиться со своими мыслями / Я устаю от своих тревожных мыслей» – очень часто мы можем это слышать на сессии. МСТ – это подход позволяющий вскрыть и разобраться с «мыслями о мыслях» и выявить собственные метакогнитивные убеждения.МСТ терапия работает именно с метакогнициями и метапозицией клиента.
Вы изучите:
1. Разбор способов работы с CAS (cognitive attentional syndrome): формулировка и выявление САS.
2. Разбор позитивных и негативных МСТ верований.
3. Изучение и работа с АМС схемой таких расстройств как:
• Тревожно-фобическое расстройство.
• Социальное расстройство.
• Депрессивное расстройство.
4. Способы изменения метакогнитивных убеждений.
5. Возможности усиления метакогнитивной позиции.
6. Изучение и освоение Detached mindfulnes.
Теоретическая часть:
1. Основы и корни метакогнитивного подхода.
2. Метакогнитивная терапия А.Уэллса
3. Основные принципы метакогнитивной терапии.
4. Отличие МСТ от КПТ.
5. Уровни мышления: объектный и мета-уровень. Схема AMC.
Практическая часть:
1. Процесс терапии.
2. Изучение видео материалов.
3. Выявление и работа с CAS.
4. Схемы работы метакогнитивной терапии с тревожным расстройством.
5. Основные техники МСТ терапии.
6. Сократовский диалог в метакогнитивном подходе.
7. Выявление и удержание метапозиции психологом.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Семинар позволит познакомиться с теоретической моделью и техниками, которые используются в схематерапии, повысить уровень знаний терапевтического метода.
После прохождения семинара вы сможете концептуализировать опираясь на базовые структуры схематерапии — схемы и режимы, определять план терапии и использовать необходимые инструменты для их изменений.
Программа семинара
1 ДЕНЬ
ТЕОРИЯ
1. История развития схема-терапии.
2. Базовые понятия схема-терапии — эмоциональные потребности, схемы, режимы.
Схематерапия как самостоятельное направление в психотерапии появилась в середине 90-х годов ХХ века благодаря работам Джеффри Янга (Dr. Jeffrey E. Young), ученика и соратника создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека. Современная схематерапия является интегративным подходом, она базируется на модели когнитивно-поведенческой терапии с интеграцией в нее элементов психодинамического подхода, гештальт терапии, эмоционально-фокусированной терапии, творческих направлений терапии и теории привязанностей. Неудовлетворенные эмоциональные потребности в детстве создают условия для формирования ранних детских дезадаптивных схем, которые проявляются в разных состояниях или режимах. Умение их определять — основа для их изменений.
ПРАКТИКА
Отработка навыков по выявлению режимов и схем.
2 ДЕНЬ
ТЕОРИЯ
1. Концептуализация в схематерапии.
2. План терапии, техники работы со схемами и режимами.
Концептуализация в схематерапии имеет свои особенности, но как и когнитивно-поведенческой психотерапии является важным этапом работы. На основании концептуализации выстраивается план терапии с клиентом. Задачей этого дня будет научиться концептуализировать ориентируясь на схемы клиента и режимы — видеть их взаимосвязи, как они переключаются, определять схемы первого и второго уровня. В работе с каждой группой режимов есть свои стратегии и конкретные техники, которые мы используем. Важно научиться правильно определять режимы и использовать необходимые интервенции.
ПРАКТИКА
Отработка навыков работы со схемами и режимами.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Терапия эмоциональных схем — это интегративная социальная когнитивная модель, предполагающая, что проблемы возникают в результате оценок, интерпретаций и прогнозов эмоционального опыта, которые приводят к проблемным стратегиям совладания.
На семинаре мы рассмотрим модель терапии эмоциональных схем, техники и концептуализацию, которые обращаются к основным дисфункциональным эмоциональным схемам, эмпирические и когнитивные техники, позволяющие справиться с эмоциональным опытом, а также методы повышения эмоционального интеллекта. Обсуди такие эмоциональный и экзистенциальный перфекционизм, нетерпимость к амбивалентности, конструктивный дискомфорт, успешное несовершенство и расширения личных возможностей.
Модель эмоциональных схем будет полезна практикующим КПТ терапевтам. Она позволит оказывать всестороннюю помощь клиентам в обогащении их эмоционального опыта, обучении на их эмоциях, соотнесении эмоций со своими ценностями и разработке продуктивных стратегий совладания с эмоциями.
Программа:
1. Что такое эмоции. теория эволюции. когнитивная оценка эмоции.
2. Как мы учимся эмоциям.
3. Страх эмоции и психопатология; Как убеждения по поводу эмоций поддерживаю психопатологию.
4. Модель эмоциональных схем.
5. Что такое эмоциональные схемы:
• Первичная оценка и интервью;
• Шкала ЭС;
• Первичное интервью;
• Первичная озабоченность эмоции;
• Выражения эмоций;
• Формирование концептуализации случая.
6. Социализация по эмоциональной схеме:
• Обучение пациента что такое эмоции и эмоциональные схемы;
• Связь эмоциональных схем и проблематичных Coping стратегии.
7. Центральная роль валидации:
• Что такое валидация;
• Теория привязанности и валидация;
• Метаэмоции и валидация;
• Пять шагов одобрения;
• Микро навыки;
• Использование собственной эмоции терапевта для валидации;
• Уважение к страданию и текущий момент;
• Работа с ошибками валидации.
8. Понятность, длительность, контроль, вина/стыд и принятие:
• Понятность;
• Длительность.
9. Амбивалентность:
• Определение амбивалентности её непереносимости;
• Модификация нетерпимости к амбивалентности;
• Эмоции и их связь с ценностями.
10. Социальные эмоции и социальные отношения:
• Ревность. Эмоциональные схемы по работе с ревностью;
• Зависть. Природа зависти. Структура эмоциональные схемы завести.
11. Эмоциональные схемы в терапевтических отношениях:
• Как негативные эмоциональные схемы пациента влияет на процесс терапии;
• Ошибки терапевта их влияние на процесс терапии;
• Конструктивный подход к терапевту его влияние на процесс терапии.
Заключение.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
На семинаре мы подробно поговорим про отличия РЭПТ от Когнитивной Терапии, ACT, DBT.
Посмотрим как постмодернизм и конструктивизм влияет на терапевтический процесс в РЭПТ.
Изучим современное представление о модели ABC и используемой концептуализации.
Уделим особое внимание работе с основными негативными эмоциональными состояниями (тревога, депрессия, гнев, зависть, ревность, обида, вина, стыд).
Научимся видеть когнитивную парадигму клиента исходя из модели иррациональных идей, концепта принятия себя, других и мира, отношения неопределенности и мета-эмоциональных и когнитивных последствий.
Поговорим о концепте безусловного принятия и о тех сложностях, которые появляются при работе в этом направлении.
Уделим внимание универсальным факторам и их влиянии на терапевтический процесс.
Наша задача — научиться понимать клиента исходя из философской и терапевтической модели РЭПТ.
Программа:
4 базовых иррациональных идеи в РЭПТ:
• долженствование (Demandingness);
• катастрофизация (Awfulizing);
• непереносимость фрустрации (Frustration Intolerance);
• общие оценки человеческой ценности (Global Evaluation of Human Worth).
Безусловное принятие себя, мира и других людей (Unconditional Self Acceptance).
Основные категории содержания иррациональных идей (контроль, социальные отношения, достижения, комфорт, справедливость).
Иерархия, взаимосвязь и структура иррациональных идей в РЭПТ. Уровни восприятия, автоматические мысли, негативные атрибуции.
Концептуализация основных негативных эмоциональных проблем:
• тревога, депрессия, чувство вины, стыд, боль, гнев, ревность, зависть.
Концептуализация прокрастинации в РЭПТ.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии представляет уникальный семинар, основанный на опыте работы автора в МЧС, многолетней практике помощи пациентам с ПТСР и знаниях, полученных в институте основоположника когнитивной терапии Аарона Бека – Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy.
ПТСР и расстройства, связанные со стрессом являются одними из наиболее распространенных психических патологий. Так, по данным исследований частота посттравматических стрессовых расстройств в общей популяции достигает 8%.
Распространённость ПТСР в «группе риска» (ветераны локальных войн, жертвы криминального насилия, пострадавшие от природных катаклизмов и т.п.) составляет от 3% до 58%. Особенность ПТСР и расстройств, связанных со стрессом: высокая коморбидность, сочетание с зависимостями, расстройствами аффективного спектра, психосоматическими заболеваниями, что создает существенную вероятность появления таких пациентов в практике любого психолога или психотерапевта.
Поэтому, понимание проявлений ПТСР и расстройств, связанных со стрессом и знание адекватной терапевтической стратегии ведения данных клиентов, повышают эффективность практикующего специалиста и расширяют репертуар его возможностей. Разнообразные формы когнитивно-поведенческой терапии являются наиболее изученными интервенциями при лечении ПТСР и признаны одними из самых эффективных методов помощи при ПТСР (Foa E. и др.).
Программа
1. Введение в проблему. Современные представления о ПТСР и расстройствах, связанных со стрессом. Этиология и патогенез.
2. Проявления ПТСР и расстройств, связанных со стрессом. Коморбидность. Диагностика.
3. Когнитивно-поведенческая модель ПТСР и расстройств, связанных со стрессом.
4. Концептуализация.
5. Терапия ПТСР и расстройств, связанных со стрессом:
• Разъяснение механизма травмы, понимание травматического опыта и связанных реакций.
• Выявление ценностей и постановка реалистичных целей.
• Поведенческие методы: экспозиция («in vivo», «imaginal»).
• Когнитивные техники: изменение убеждений и реструктурирование.
• Снижение избегания.
• Управление чувством страха.
• Работа с чувством вины.
• Использование элементов Тренинга Осознанности (Мindfulness) и DBT.
• Профилактика рецидивов.
6. Планирование долгосрочных изменений.
Вы изучите:
1. Основные мишени для КПТ:
• Поведенческая диетология.
• Контроль тяги к еде.
• Поддержание контакта.
• Сохранение результата.
2. Этапы долгосрочной программы КПТ РПП:
• Формат и правила.
• Основные техники.
• Профилактика отсева.
• Завершение программы.
3. Протокол КПТ РПП:
• Адаптация к русскоязычному сегменту.
• Клиническая эффективность.
4. Основные трудности:
• Отбор участников.
• Основные психологические типы участников.
• Работа с эмоциями.
• Работа со срывами.
Разбор основных практик:
1. Техники экспозиции.
2. Техники контроля тяги к едe.
3. Техники эмоционального регулирования.
4. Аверсивные техники.
5. Работа с иррациональными убеждениями.
6. Работа с триггерами — факторами, запускающими переедание.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Цель семинара — повысить уровень теоретических и практических компетенций в когнитивно-поведенческой терапии при работе с пациентами, страдающими различными вариантами расстройств пищевого поведения.
Вы изучите:
1. Диагностические критерии (МКБ10-11, DSM-5) наиболее распространённых РПП. Эпидемиология, осложнения, прогнозы и исходы. Психометрия (опросники) для скрининга РПП и оценки динамики терапии. Понятие образа тела и дисморфофобии, как психопатологической основы нервной анорексии и нервной булимии.
2. План первичного диагностического интервью. Оценка психического и соматического статуса с целью определения медицинских рисков и противопоказаний для проведения психотерапии. Работа с мотивацией и ценностями, постановка реалистичных целей с учётом краткосрочных и долгосрочных перспектив.
3. Трансдиагностический подход в диагностике и терапии — «Усиленная когнитивно-бихевиоральная терапия» или КБТ-У Кристофера Ферберна (CBT-E — enhanced, C.Fairburn). Краткая версия когнитивно-бихевиоральной терапии за 10 сессий Гленна Уоллера (CBT-T — ten, Glenn Waller).
4. Основные приемы КБТ: когнитивное реструктурирование, поведенческий эксперимент и экспозиция в отношении паттернов поведения, поддерживающих симптомы заболевания. Концептуализация случаев в зависимости от нозологической принадлежности РПП и стадии заболевания.
5. Работа с дисфункциональными убеждениями в отношении внешности, веса и формы тела. Протокол КПТ для работы с дисморфофобической симптоматикой.
6. Работа с рестриктивным поведением, перееданием и компенсаторными ритуализированными действиями (физические нагрузки, вызывание рвоты, использование мочегонных, слабительных, анорексигенных средств).
7. Принципы нормализации пищевого поведения и массы тела по методу Marcia Herrin «Правило трёх». Планирование питания, ведение дневников приёма пищи, формирование нормативного отношения к различным продуктам питания, физиологическим параметрам организма и их оценке.
8. Принципы семейной терапии Модсли (Maudsley Protocol). Модель Модсли для лечения нервной анорексии у взрослых, MANTRA (Maudsley Model of Anorexia Treatment in Adults).
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Приглашаем вас на семинар по КПТ психосоматических расстройств, который актуален как для врачей общей практики, сталкивающихся с психологическими проблемами пациента при лечении соматических заболеваний, так и для психологов, работающих с соматическими больными в клинике, а также психотерапевтам при лечении широкого круга расстройств, которые могут проявлять себя через психосоматические связи. Будут представлены самые актуальные на сегодняшний день техники и методы, используемые в современной КПТ, а также классические для КПТ приемы.
В середине 20 века начало развиваться психосоматическое направление в медицине и формироваться психосоматический подход к диагностике и терапии многих болезней. Психосоматическая медицина систематически рассматривает взаимосвязи между психическим событием и физической болезнью. Психосоматика в широком смысле слова включает в себя все взаимодействия между поведением (мысли, эмоции, действия) и соматическим заболеванием.
Программа семинара:
1. Психосоматические теории и модели, подтвержденные исследованиями.
2. Классификация психосоматических расстройств.
3. Психология больного. Реакции личности на болезнь.
4. Когнитивно-поведенческая психотерапия для психосоматических расстройств.
5. Возможности применения терапии эмоциональных схем при психосоматических расстройствах.
6. Хронические болевые синдромы. Протокол работы с хронической болью.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Семинар направлен на углубленное изучение когнитивно-поведенческой терапии обсессивно-компульсивного расстройства. КПТ ОКР обладает определенной спецификой, которую необходимо учитывать при лечении данного расстройства. Это позволяет более полно составлять концептуализацию случая и выбирать подходящие терапевтические интервенции, позволяющие повысить эффективность работы с ОКР.
Программа
Первый день:
• диагностика ОКР;
• причины возникновения ОКР;
• нейробиологическая составляющая ОКР;
• коморбидность;
• подтипы ОКР;
• их дифференциация;
• содержание обсессий и компульсий (ритуалов).
Второй день:
• концептуализация случая;
• общие методы и стратегии работы с ОКР;
• стратегии работы с конкретными подтипами ОКР;
• влияние схем на поддержание расстройства.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.
Специалисты, практикующие когнитивно-поведенческую психотерапию, обучающиеся по программе, и просто желающие повысить свой профессиональный уровень владения КПТ, теперь имеют возможность пройти супервизию у опытных супервизоров в КПТ, прошедших обучение и супервизию в Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy (Институт когнитивно-поведенческой психотерапии Аарона Бека, Филадельфия, США) и Институте Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США).
Супервизия направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний, навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности КПТ-терапевта. В процессе Супервизии КПТ-терапевт получает возможность рефлексировать и интегрировать свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные психотерапевтические ситуации для совершенствования своей психотерапевтической работы. В ходе Супервизии психотерапевт может осознать, как он работает, находясь в данной психотерапевтической ситуации и являясь при этом конкретным человеком со своими собственными способами поведения и непосредственным субъективным опытом, а также с определенными профессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом.
В процессе обучения на курсе вы научитесь делать разборы кейсов и концептуализацию в КПТ-подходе.
Требования к супервизии:
3 кейса: 10 сессий (с видеозаписями) каждого клиента/пациента. Клиенты должны быть с разными нозологическими формами, психологическими нарушениями или проблемами. Более глубокая концептуализация и проработанный подробный план терапии.
Продолжительность:
2 дня, 20 академических часов.